Ассоциация
«Саморегулируемая организация
«Межрегиональное объединение строителей»

Телефон: +7 (495) 788-8144
Адрес: 117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10

 
 
 
Вход в личный кабинет: Личный кабинет
Номер в Госреестре: СРО-С-002-18032009
Дата регистрации: 18.03.2009
 
 
 

Президент Ассоциации СРО «МОС» Ефим Басин в большом интервью Агентству новостей «Строительный бизнес» честно рассказал о проблемах российской стройотрасли

22.08.2022

Президент Ассоциации СРО «МОС» Ефим Басин в большом интервью Агентству новостей «Строительный бизнес» честно рассказал о проблемах российской стройотрасли

В последние годы строительная отрасль окружена вниманием всех высоких руководителей России. Принимаются законы, выделяются огромные средства, снимаются административные барьеры.
Но все ли так гладко в одной из системообразующих отраслей экономики? Об этом мы беседуем с председателем Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, Героем Социалистического Труда Ефимом Басиным:
- Ефим Владимирович, сегодня российская экономика переживает очередной кризис, хотя строительная отрасль пока не может пожаловаться на отсутствие финансирования. Но видите ли вы уже тревожные тенденции или пока не о чем беспокоиться?
- Любой кризис останавливает развитие отрасли, как, например, в 2008 году, когда пришел первый кризис, все отказались от намеченного развития производственной базы. Так, из 50 запланированных цементных заводов ввели один - Евроцемент в Воронежской области на 2,5 млн тонн. И сегодня кризис может сказаться на развитии производственных мощностей.
Конечно, в последние годы стройка активно развивалась, причем по новым направлениям - с помощью профессионального сообщества мы пробили пакет документов по поддержке и развитию малоэтажного строительства, довели до правительства России необходимость развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС), создали для него нормальную нормативную базу, все преференции, включая проектное финансирование, ипотеку, распространили и на ИЖС. Наконец, все увидели статистику - в прошлом году 53% жилья было введено как ИЖС. А ведь еще буквально три года тому назад даже в проекте Стратегии развития строительной отрасли и в Национальном проекте "Жилье и городская среда" было записано, что ИЖС должно составлять не более 30%. А в 2022 году за шесть месяцев более 60% введенного жилья - это ИЖС.
В целом 2021 год был для строительной отрасли рекордным: ввели 92,6 млн кв.м. жилья, освоили на всех стройках более 10 трлн рублей, по некоторым видам продукции и стройматериалам увеличили выпуск на 10-15%. Но 24 февраля все оборвалось: международные санкции, колоссальные трудности, а главное препятствие - опять скачок ключевой ставки ЦБ, опять отсутствие возможности нормального долгосрочного кредитования на развитие производства. Опять ставка по ипотеке выросла сначала до 20%, а сейчас даже льготная составляет 7% годовых - это все равно много. Банковские кредиты для многих компаний стали просто недоступными. Проектное финансирование могут получить далеко не все застройщики. Мы видим, что стройка замедляется, и поэтому ей нужна комплексная государственная поддержка.
Сегодня строительный комплекс ежегодно платит больше 3 трлн рублей налогов, 96% инвестиций в жилье - это деньги граждан и бизнеса, одно рабочее место на стройке - это еще 9 рабочих мест в других отраслях. Стройка - это жилье и социальная инфраструктура для тех специалистов, которых мы хотим задержать, это огромный рынок сбыта для стройиндустрии и других отраслей промышленности, которые сейчас разворачиваются на внутренний рынок. Поэтому стройка остановиться не должна! Нужно без паники выходить из положения, верить, что мы справимся и те задачи, которые поставлены перед отраслью по жилью, дорогам, инфраструктуре, промышленным объектам, надо выполнять.
- Для начала, наверно, нужно честно и беспристрастно сказать самим себе, что Россия была встроена в мировой рынок, и теперь все произвести на своей территории невозможно. А пока у меня возникает ощущение, что ни у чиновников, ни у ряда представителей профессионального сообщества не хватает смелости сказать, какая именно продукция в России не производится и производиться не будет, а не рассказывать байки про 4% импорта в жилищном строительстве - это извините, ложь. Но она пошла гулять по отчетам и презентациям.
- Согласен. Конечно, мы многое упустили за эти годы, крайне легковесно подошли к задачам импортозамещения. Например, мы за эти годы на Дальнем Востоке не построили ни одного завода нефтехимии, а только гоним сырую нефть в Китай. А он, не имея своей нефти, каждый год строит по нефтеперерабатывающему заводу. А нефтехимия - это высокотехнологичные и очень выгодные продукты с высокой добавочной стоимостью, именно их и нужно продавать! Мы сегодня уговариваем купить нашу нефть со скидкой, а так перерабатывали бы огромные объемы и уже высокотехнологичную продукцию поставляли бы на экспорт и на внутренний рынок.
То же самое можно сказать и о строительной технике: она у нас на 70% импортная. К сожалению, наше машиностроение оказалось неконкурентоспособным по сравнению с зарубежным. Мы когда-то критиковали китайцев за низкое качество их техники и оборудования. Сейчас у них совсем другое качество, а мы опять покупаем не свое, а китайское. Они за 20 лет вложили в машиностроение огромные деньги в отличие от России. Так что не надо себя обманывать: в стройматериалах, даже там, где, казалось бы, мы можем спокойно обходиться без импорта, почти везде есть иностранная составляющая, причем такая, которая влияет, прежде всего, на производительность труда, качество и долговечность продукции. Например, производители красок говорят, что часть палитры они произвести не могут, потому что добавки и присадки, которые туда идут - а это всего 5% - поставляются из Финляндии. И все - продукт произвести невозможно, пусть даже у него на 95% отечественные компоненты. И таких примеров очень много! Сегодня для строителей такое разнообразие и цвета, и технологий, и качества! Отделочные материалы, краски, плитка - просто любо-дорого сейчас строить! Жалко, если это уйдет.
- Для начала, видимо, нужно размотать все эти технологические цепочки и понять, где есть импортные составляющие и в каком количестве?
- Да, несомненно, нам необходимо понять, что и где мы можем заместить сами, где придется пользоваться параллельным импортом, искать пути сохранения производств.
- Но для начала хотя бы честно об этом говорить! Потому что данные НОПСМ по импортной составляющей очень наглядно показывают, что кирпич, может быть, и наш, но оборудование все импортное!
- В том-то и дело! Оборудование на таких заводах испанское и итальянское, и красители для отделочного кирпича и клинкерной плитки тоже все импортные. А наши архитекторы и строители уже привыкли к красивым градостроительным решениям, цветным фасадам зданий.
Еще одна проблема - рост цен на вроде бы отечественные материалы - щебень, песок - но при этом никто не говорит, какой техникой все это производится и на чем возится!
Самосвалы по большей части импортные, щебеночные заводы все зарубежного производства, особенно те, что производят гранулированный щебень, который обеспечивает высокое качество щебеночно-мастичного асфальта. Мы к нему привыкли, без него будет очень трудно.
Поэтому сейчас нужно сделать реестр техники, оборудования, материалов, которые могут быть замещены, и понять, что можно заместить без особых инвестиций, а где нужно вложиться, подготовить кадры, построить новые предприятия. Нужно понять, как и где мы будем развиваться - причем это нужно делать по территориальному принципу, чтобы плечо доставки не было слишком большим. Раньше были институты, которые занимались размещением производств по стране с учетом сырья, путей доставки и так далее. Сейчас все это потеряно, а логистика очень подорожала, потому и цены на стройматериалы растут.
Для того, чтобы ставить новые заводы со своим оборудованием, производящим свои материалы, нужны НИИ, которые это оборудование и эти материалы разработают - а у нас строительная наука практически исчезла…
Есть НИЦ "Строительство", НИИСФ, но этого очень мало, конечно! Кроме того, стройиндустрия и машиностроение относится к Минпромторгу России, а не к Минстрою России - это тоже усложняет задачу. Минпромторг России очень оптимистично докладывает о том, что почти все производится в России, но они не отвечают за конечный результат, за ввод жилья, за километры дорог. А подготовка кадров для строительства и строительной науки? А разработка новых материалов и технологий? Минпромторг России об этом не задумывается… В этих вопросах Минстрой России должен играть ключевую роль.
Но самая главная проблема, которая опять сегодня не решается, - это модернизация финансово-кредитной системы. Почему мы ее не меняем? Есть разумные, испытанные предложения отряда экономистов - но их никто не слушает. Дикие скачки рубля - даже сегодня, когда он искусственно дорожает! А бизнесу, производителям нужна стабильность, в том числе, в курсе рубля. А иначе компаниям невозможно рассчитать свою рентабельность, свои инвестиции в развитие производства. Я не знаю, насколько ключевая ставка 20% позволила стабилизировать страну, а сколько людей и компаний испугала? Даже те, кто что-то собирался строить, хотел взять ипотеку, и то призадумались.
Второй момент - налоговая система, она у нас постоянно меняется, вводятся различные пошлины, тарифы все время скачут. Надо хотя бы на 5-7 лет притормозить все эти изменения, ввести временный мораторий.
Конечно, сегодня Правительство работает очень напряженно, буквально в ручном режиме.
Я удовлетворен тем, что нашу отрасль возглавили профессионалы - Марат Хуснуллин и Ирек Файзуллин. Они много делают на благо отрасли, и профессиональное сообщество готово всячески им помогать. Мы регулярно встречаемся с министром строительства Иреком Файзуллиным, участвуем в формировании нормативной и законодательной базы строительства. Кроме того, идет работа по актуализации СП и ГОСТов, но, по-моему, слишком увлеклись этой работой, потому что добровольное исполнение требований чревато утратой безопасности и качества строительства. Ослабишь государственные требования - тут же появляются всякие обходные пути. И поэтому здесь важно не упустить качество, долговечность и безопасность сооружений. Но при этом административные барьеры нужно ломать.
- У нас постоянно меняются приоритеты: вчера носились с жильем, сегодня это дороги. Можно, конечно, построить много дорог, но куда и к кому они поведут?
- С одной стороны, вы правы, а с другой стороны, лишних дорог для России не бывает. Пока не будет дорог, не будет никакого освоения новых территорий, новых месторождений, не будет новых городов и поселений. Тот же БАМ строился для того, чтобы освоить эту огромную территорию, равную трем территориям Франции, на которой находится треть всех ресурсов России. А потом появились города, предприятия, стали осваиваться новые месторождения нефти, газа, угля, меди, редкоземельных металлов - началась жизнь на этих территориях.
Поэтому я считаю большой ошибкой государства, когда оно ставит вопрос создания инфраструктуры за счет частного бизнеса. Но частный бизнес не потянет строительство дороги или ЛЭП к новому месторождению - значит, и инвестиции туда не пойдут. Строительство инфраструктуры государство должно, как в Китае, взять на себя, а дальше можно возвращать эти затраты налогами и пошлинами.
Еще один момент: мы сегодня увлеклись вводом жилья в отдельных мегаполисах. 70% жилья вводится в 17 крупнейших городах и регионах. Идет огромное уплотнение застройки, догнали уже до того, что у нас средняя этажность вводимого жилья 18 этажей, средняя квартира меньше 45 кв.м. О какой демографии и комфортном жилье можно говорить? Но 17 мегаполисов - это далеко не вся России, у нас есть и Сибирь, и Дальний Восток, и Арктика - страну нужно развивать и отстраивать более равномерно. Нужно развивать малые и средние города и переходить на малоэтажное жилищное строительство. У нас что, земли нет?
- Но понятно же, почему строительство идет только в крупных городах - люди бегут из Сибири и Дальнего Востока в Центральную Россию, потому что там есть работа и деньги. Поэтому опять возникает вопрос: а есть ли реальная глобальная стратегия развития страны? Такое ощущение, что развитие промышленности не встречается со строительством жилья, кадровой и демографической политикой…
- Конечно, нужна координация в развитии страны и различных отраслей, и сегодня Минэкономики России с этим не справляется. Нужно, чтобы федеральные власти хорошо понимали регионы, и пока мы не найдем таких специалистов, нормальных программ развития не будет. Нужно понимать потребности регионов, нужно выравнивать их бюджетные права - а сейчас регионы все отправляют в федеральный бюджет, а потом ходят с протянутой рукой и выпрашивают субсидии. Бюджетное правило нужно менять однозначно, но пока об этом никто не говорит.
У нас сейчас есть целевые поддержки отдельных категорий - граждан, производств, предприятий. Но этого недостаточно, нужна системная работа по всем направлениям. Например, сейчас дают преференции для IT-специалистов, чтобы их удержать, но есть же и другие необходимые специалисты, которых нужно удерживать, другие производства, которые нужно поддержать. Например, в советское время была система налоговых льгот - половину прибыли предприятие могло тратить на свое развитие, и эта сумма не облагалась налогом. Потом все это отменили. Может быть, вернуть эту льготу, чтобы дать хоть какую-то отдушину людям и компаниям?
И пора, наконец, навести порядок с банками и кредитной политикой. Сколько было кризисных ситуаций - всегда первыми помощь получали банки, а потом эти бешеные деньги они конвертировали в доллары и выводили за рубеж, а до экономики, до предприятий эти средства не доходили. Это абсолютно неправильно! Банк России должен отвечать за экономику и инвестиции, а у нас он занимается только борьбой с инфляцией!
Очень хорошо, что государство решило поддержать транспортную инфраструктуру: на строительство всех видов дорог будет выделено в ближайшие годы полтора триллиона рублей. Это значит, что дорожные строители уже знают свою загрузку на три года вперед и могут планировать развитие компаний. А все остальные компании, которые работают в рамках 44-ФЗ, будут по-прежнему хвататься за любые контракты безо всякой перспективы планирования. Мы много лет говорим, что это неправильно - у компаний должна быть какая-то стабильная загрузка, если мы хотим, чтобы они развивались. Поэтому планирование нужно восстанавливать - ни одна экономика развития без плана не работает, это просто хаос.
- По-хорошему, стройка должна идти следом за общим развитием страны - за планами по открытию новых месторождений, новых транспортных коридоров. Тогда становится понятно, где и какие предприятий будут строиться, рядом с ними - города, дороги, социальная инфраструктура. Вот они, по идее, планы на несколько лет. Почему же стройка не встречается со стратегией пространственного развития?
- Наверное, это вопрос к "стратегам", но, к сожалению, пока это так. Нужно научиться строить стратегические планы на основе качественных прогнозов, причем не только в части государственных строек. Например, планы по строительству жилья в 2022 году на уровне 90 млн кв.м. будут, скорее всего, выполнены, но это заделы прошлых лет, начатые ранее объекты, вложения тех ипотечных кредитов, которые граждане взяли до кризиса.
Но 2023 год, да и 2024 будет очень сложным, поэтому нужно думать, как в ближайшие годы поддержать строительство жилья и строительные компании. Я бы сегодня поддержал строителей за счет вливания новых инвестиций в жилье для граждан тех категорий, которых государство давно уже должно было обеспечить жильем - это 30-летние очереди переселенцев с Севера, чернобыльцев, военнослужащих и так далее. Потому что нужно, наконец, выполнить обязательства перед этими людьми, а для строителей это был бы сформированный на несколько лет заказ. А дальше нужно создать условия для снижения процентной ставки, стимулировать людей больше брать ипотечные кредиты.
Кроме того, мы уже дано говорим об арендном жилье - оно очень нужно, чтобы повысить мобильность населения, помочь освоению Восточной Сибири, Дальнего Востока. Те дома, которые застройщики сегодня не могут продать, региональные и местные власти могли бы выкупить и превратить в фонд арендного жилья, оно будет окупаться, а застройщики получат еще одну меру поддержки. Это нужно, чтобы создать базу для арендного жилья.
И, конечно, нужно всерьез браться за социальную инфраструктуру. Это наш позор, что до сих пор есть школы, где дети учатся в 2-3 смены, медпункты разваливаются, а детские сады переполнены.
- Да мы до сих пор имеем сотни школ с туалетами на улице - поэтому люди и бегут из районных центров и деревень в Москву, потому что это невозможно, чтобы в 21 веке школа была с печным отоплением и туалетом на улице!
- Согласен, и в социальные объекты нужно вкладывать большие деньги. Тогда и люди никуда не поедут, откроют небольшой бизнес, будут платить налоги. А сейчас идет обезлюдивание территорий и небольших городов. И при этом нельзя требовать от застройщиков, чтобы они, помимо жилья, строили за свой счет еще и детский сад или поликлинику. Да и, в принципе, не за свой счет, а за счет покупателей квартир, которые все это оплачивают - отсюда и высокая цена на жилье. Государство обязано строить социальные объекты - это его первоочередная функция.
Проблема инженерной и социальной инфраструктуры особенно обостряется с увеличением доли индивидуального жилищного строительства (ИЖС). ИЖС - это коммуникации к каждому дому, больше сетей, больше территория. Значит, нужно строить детский сад, дороги, магазин. И все это должно делать государство, потому что в итоге все это окупается, люди будут вкладывать деньги, улучшать свои жилищные условия, платить налоги. В развитие инженерной и социальной инфраструктуры нужно вкладывать гораздо большие деньги, чем это делается сейчас.
- Вот только один вопрос: кто все это будет строить? С кадрами-то полная беда…
- Это, наверно, один из самых больных вопросов, и никакими мигрантами его не решить. Да и мигранты скоро к нам не поедут - они едут в Казахстан, где огромное строительство, в Арабские Эмираты на хорошие зарплаты. Тут встает вопрос, как вообще привлечь людей в строительную отрасль. Зарплаты здесь довольно низкие, условия труда тяжелые. Только на работодателя рассчитывать нельзя. Государство должно помочь, в том числе, с обучением рабочих кадров. Есть хорошие колледжи, где конкурс более 10 человек на место, но национальную сеть подготовки рабочих кадров мы потеряли.
Да и инженеров у нас тоже все меньше. ВУЗы выпускают бакалавров, а не инженеров, их на инженерные должности ставить нельзя, а если они поступают в магистратуру, они на стройки точно не возвращаются. Поэтому нужно восстановить подготовку инженеров-строителей в рамках специалитета, восстановить подготовку специалистов под заказ. Более того, я считаю, что распределение после вуза на стройки, где молодой специалист должен отработать три года, если он учился на средства бюджета, надо тоже восстановить. Уверен, многие молодые специалисты так и останутся в этой компании. То есть, пора отходить от Болонской системы и возвращаться к советской.
А я вижу эту картину по-другому: работодатель, уверенный, что к нему приедут молодые специалисты в кабалу на три года, не будет беспокоиться ни об условиях труда, ни о комфортном жилье для них - выбора-то для ребят все равно нет...
Мне кажется, что толковый работодатель должен понимать, что если у него не будут созданы для людей условия труда, то к ним никто не пойдет. Вот поэтому и везут сюда мигрантов, которые могут жить по 10 человек в комнате. Но это все кончается, хотя мы подписали договор с Узбекистаном о подготовке строителей на их территории, с определенными навыками и знанием русского языка. Это правильный подход, но это не выход, нужно готовить своих строителей. Нужно дать возможность работодателям подбирать себе специалистов еще в вузе, давать стипендии, приглашать на практику. Нужно глобально менять всю систему подготовки кадров. И главное - нужно поднимать производительность труда на стройке, а сейчас она у нас в разы ниже, чем в Европе и США.
- За счет чего ее можно поднимать?
- Прежде всего, за счет современного оборудования, инструмента, механизации и автоматизации труда. Второе - это повышение заводской готовности элементов строительства. Не нужно отказываться от крупнопанельного домостроения, просто оно должно быть совсем другого качества и комфортности.
Нужно стимулировать ввод новых материалов в стройку - металла и дерева. Правительство просит сейчас стимулировать увеличение применения металла в строительстве, потому что большое количество металла может пойти на внутренний рынок, на строительство мостов, зданий, жилых домов. И это меня радует, потому что я помню времена, когда нам запрещали строить из металла, хотя это гораздо быстрее и надежнее, увеличивает заводскую готовность и повышает качество строительства.
- Ваши прогнозы для российской строительной отрасли на ближайшие 2-3 года?
- Будет трудно, но нам никогда не было легко, сколько я себя помню, мы всегда боролись с трудностями. Но мы должны справиться, по крайне мере, с ключевыми задачами и объемами.
Мы должны изменить систему управления не только отраслью, но и всей экономикой страны, чтобы сосредоточить внимание государства на ключевых отраслях, в том числе, на металлургии, машиностроении, строительстве – это основа безопасности нашей страны.
 

Возврат к списку


Дата последнего изменения сведений на странице: 23.08.2022 00:13:49
Дата создания страницы: 13.01.2014 13:00:00
 
 

Ассоциация «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей»

Телефон: +7 (495) 788-8144
Адрес: 117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10
Email: info@npmos.ru

Copyright © 2009 - 2016

При использовании любых материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.npmos.ru обязательна.

Ассоциация "Саморегулируемая организация "Межрегиональное объединение строителей" (Ассоциация СРО "МОС") - первая в России межрегиональная саморегулируемая организация в строительной сфере.

Ассоциация СРО "МОС" представляет собой небюрократизированную инстанцию с оперативным процессом принятия решений по выдаче Свидетельств о допуске к строительным работам.
Ассоциация «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей» (Ассоциация СРО "МОС")
Саморегулируемая организация в строительстве
Саморегулирование
Свидетельство о допуске
СРО
Объединение строителей
Строительство
Перечень видов работ
Компенсационный фонд
Аттестация