29.10.2013
25 октября Госдума приняла в третьем чтении Законопроект №306970-6 «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(об использовании кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций)».
Документ устанавливает, что налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Специально вводятся понятия «торговый центр» или торговый комплекс, деловой центр или деловой комплекс и другие. По оценкам профучастников рынка недвижимости, под действие изменений могут подпасть не менее 2/3 существующих торгово-офисных площадей, причем речь идет как о качественных (класса А и Б), так и о менее качественных (класса С и ниже) объектах.
Более того, новый порядок расчета налоговой базы касается и тех объектов, которые де юре не являются бизнес или торговыми центрами. Достаточно, чтобы не менее 20% площадей объекта, причем, фактически использовались под указанные цели (торговля, офисы, общественное питание и бытовое обслуживание).
Причем если при подготовке законопроекта предполагалось, что он вступит в силу с 1 января 2020 года, то сейчас – с 1 января 2014 года. Из других статей законопроекта следует, что новые правила налогообложения будут вводиться постепенно – по мере утверждения субъектами Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законопроектом предусмотрены предельные «размеры» налоговых ставок в отношении указанных объектов. Для города федерального значения Москвы налоговая ставка не может превышать в 2014 году – 1,5 процента от кадастровой стоимости, в 2015 году – 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы – 2 процента; для иных субъектов РФ - 1,0 процента, 1,5 процента и 2 процента соответственно.
Эксперты уже пришли к выводу, что поправки в Налоговый кодекс ударят по малому бизнесу.
«Менее привлекательные и более дешевые для арендаторов объекты в среднем пострадают сильнее прочих. С точки зрения арендаторов, наибольшее влияние будет оказано на средние российские компании и малый бизнес, - рассказал директора отдела исследований рынка CBRE Валентин Гаврилов РБК daily. - Для многих относительно менее качественных объектов (ниже класса В) ситуация может оказаться еще более неприятной, то есть рост расходов может потребовать увеличения арендных ставок на 15-20% и более для сохранения неизменной доходности для собственников».