Ассоциация
«Саморегулируемая организация
«Межрегиональное объединение строителей»

Телефон: +7 (495) 788-8144
Адрес: 117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10

 
 
 
Вход в личный кабинет: Личный кабинет
Номер в Госреестре: СРО-С-002-18032009
Дата регистрации: 18.03.2009
 
 
 

О мерах поддержки бизнеса в условиях санкций

11.03.2022

О мерах поддержки бизнеса в условиях санкций

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) подготовила первый пакет предложений по первоочередным мерам поддержки бизнеса в условиях ограничений, введенных в отношении Российской Федерации. Предложения направлены в Правительство РФ.

Отрасль

Меры поддержки

Общесистемные меры

1.                  

Использовать инструменты поддержки предпринимательства, апробированные в период пандемии. В частности — налоговые и кредитные каникулы.

2.                  

Ввести режим «нормативной стабильности», приостановить разработку и принятие проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вводящих дополнительную нагрузку на субъекты предпринимательства. По принятым ранее НПА отсрочить вступление их в действие (обязательная цифровая маркировка, расширенная ответственность производителей упаковки и др.).

3.                  

Мораторий на применение мер ответственности за нарушения сроков реализации инвестиционных проектов в промышленности.

4.                  

Скорректировать критерии численности сотрудников предприятий для отнесения к категории субъектов МСП, что позволит расширить круг получателей господдержки.

Как показал мониторинг реализации мер поддержки бизнеса в условиях COVID-19, большое количество промышленных предприятий страны, выпускающих трудоемкую и технически сложную продукцию, а также организации туристического комплекса (гостиницы, санатории), частные медицинские организации не смогли ими воспользоваться, поскольку имеют высокую численность персонала (более 300 человек). При этом по показателю выручки (менее 2 млрд. руб.) их деятельность соответствует категориям малого и среднего бизнеса. Установленный критерий численности (менее 250 человек) не позволяет отнести нуждающиеся в поддержке предприятия к данной категории.

При этом с 2022 года для организаций с основным видом деятельности в сфере общественного питания (класс 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков») среднесписочная численность работников увеличена до 1500 человек.

 

 

5.                  

Резкое удорожание сырья и материалов, перебои с поставками сырья, запчастей и оборудования из стран Европы, снижение покупательского спроса неизбежно приведут к сокращению объемов выпуска продукции и росту затрат, поставят под угрозу сохранение кадрового потенциала ряда отраслей. В связи с этим предлагаются следующие меры:

а) предоставление беспроцентных кредитов на выплату заработной платы, исходя из 2-3 МРОТ, на период до 12 месяцев. При условии сохранения среднесписочной численности к 01.03.2023 года на уровне не менее 90% от показателя на 1 марта 2022 года, освободить предприятия от выплат задолженности по данным кредитам;

б) в целях сохранения трудовых коллективов установить налоговые каникулы сроком на 6 месяцев по уплате страховых взносов на заработную плату работников наиболее пострадавших отраслей с последующим установлением тарифа в размере 7,6% сроком на 3 года и 15% на последующие 2 года.

6.                  

Временно смягчить нормы и требования природоохранного законодательства:

а) плановые выездные проверки заменить на документарные (для объектов негативного воздействия на окружающую среду 1-2 категорий);

б) внеплановые выездные проверки проводить только при наличии реального риска причинения вреда окружающей среде (угнетения растительности, разлива нефтепродуктов и/или химикатов, уничтожения объектов растительного и животного мира, россыпи отходов);

в) автоматическое продление действия разрешительных документов, включая временно выданные разрешения на сбросы/выбросы загрязняющих веществ, нормативы допустимого воздействия и т.д.);

г) максимальное содействие развитию бизнеса в части упрощения процедур государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) путем сокращения перечня объектов, например, только для опасных производственных объектов (ОПО) 1 и 2 классов опасности.

д) продлить сроки исполнения предписаний контрольно-надзорных органов, требующих значительных капитальных затрат;

е) предусмотреть перенос сроков для подачи заявок на получение комплексных экологических разрешений (в первую очередь, для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности). Одна из причин — необходимость оснащения предприятий системами автоматизированного контроля (САК) по замерам уровней сбросов и выбросов загрязняющих веществ, поскольку 90% необходимого оборудования производится за рубежом, является высокотехнологичным и попадает под санкции.

7.                  

Обеспечить поддержание расходов, связанных с НИР и НИОКР, как фактора исключения риска последующих провалов и потерь в связи с увеличением технологического отставания и риска влияния неотечественных лицензиаров и производителей на ключевые производственные мощности, технологии и процессы российской промышленности, а также фактора повышения несырьевого экспортного потенциала нашей экономики.

Налоги и тарифы

1.                  

Ввести мораторий на увеличение ставок действующих налогов, страховых взносов, акцизов и обязательных платежей в бюджеты различных уровней.

2.                  

Установить льготные ставки по налогу на имущество организаций на определенный период. На текущий момент вне зависимости от конъюнктуры рынка и, соответственно, финансовых результатов предприятия МСП вынуждены уплачивать налог на имущество организаций в полном объеме. При этом дополнительные инвестиции бизнеса в объекты недвижимости приводят к большим обязательствам по налогу на имущество.

Предлагаем стимулировать регионы России устанавливать льготные ставки по налогу на имущество для субъектов МСП, что позволит высвободившиеся средства вложить в развитие бизнеса или его поддержание в условиях кризиса.

3.                  

Ввести пятилетний мораторий на пересмотр кадастровой стоимости недвижимости. Кадастровая стоимость зачастую существенно превосходит рыночную стоимость объектов. Каждый новый пересмотр кадастровой стоимости (раз в 2 года) приводит бизнес к необходимости нового оспаривания, переплате налога за периоды, пока происходит оспаривание, необходимости несения дополнительных административных расходов на привлечение оценщиков, ведения судебных споров. Фиксация кадастровой стоимости на максимально возможный срок сократит излишние издержки предприятий МСП.

4.                  

Расширить область применения специального режима налогообложения «Налог на профессиональный доход», предоставив регионам право снижать ставку налога до 1 процента, увеличив пороговые значения с 2,4 млн рублей до 3,2 млн рублей.

5.                  

Ввести мораторий на проведение выездных налоговых проверок до 1 января 2023 года, а также предоставить отсрочку по ранее выявленной недоимке до указанной даты.

Сохранить размер пени на уровне, действовавшем до увеличения ставки рефинансирования.

6.                  

Гарантировать НКО и субъектам МСП право на замену предупреждением административных штрафов, вынесенных по итогам производства об административных правонарушениях. Действующее законодательство предусматривает возможность замены штрафов, наложенных по итогам контроля (надзора). Вместе с тем, штраф в отношении НКО и субъектов МСП может быть наложен не только по итогам осуществления контроля (надзора), но и по результатам производства по делу об административном правонарушении. При этом поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются те же самые обстоятельства, наличие которых может повлечь проведение контрольных (надзорных) мероприятий. Это влечет возникновение ситуаций, когда НКО и субъекты МСП лишаются возможности заявить о праве на замену административного штрафа предупреждением, так как правонарушение формально было выявлено контрольным органом не по итогам контроля (надзора), а в рамках производства по делу об административном правонарушении.

7.                  

Согласно пункту 2.2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44) заказчик вправе установить требование обеспечения гарантийных обязательств. Сроки и порядок предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств являются обязательными условиями контракта. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств, ФЗ № 44 не установлен и не является обязательным условием контракта. Отсутствие в ФЗ № 44 четкого нормативного регулирования сроков возврата обеспечения гарантийных обязательств влечет жалобы и гражданско-правовые споры в связи с неисполнением заказчиком обязанности по возврату обеспечения гарантийных обязательств.

В связи с имеющимся пробелом в законодательстве Минфин России в письмах от 19.11.2019 № 24-03-07/89342, от 19.08.2019 № 24-03-07/63253, а также ФАС России в Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд рекомендовали для определения сроков возврата обеспечения гарантийного обязательства руководствоваться сроками возврата обеспечения основного обязательства (контракта). Такие сроки предусмотрены частью 27 статьи 34 ФЗ № 44 и составляют не более 30 дней с даты исполнения гарантийных обязательств, а если участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации – не более 15 дней с этой даты.

Предлагаем дополнить ФЗ № 44 нормой об обязательном включении в контракт условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) обеспечения гарантийных обязательств и возврат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного обеспечения в срок, не более 30 дней с даты с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств или 15 дней с этой даты, если участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.

Финансово-банковская сфера

1.                  

Увеличение темпов внедрения Системы передачи финансовых сообщений (СПФР) взамен системы SWIFT, в первую очередь на пространстве ЕАЭС.

 

2.                  

Использование инструментов стабилизации экономики для реформирования кредитной системы, в том числе усиление (докапитализация) банков с базовой лицензией (региональные малые и средние банки).

 

3.                  

Упрощение неденежных расчетов: бартера, вексельных и подобных операций (в частности - ослабление мер налогового и банковского контроля).

 

4.                  

Для поддержания стабильности на платежном рынке, минимизации последствий отключения зарубежных платежных сервисов и систем оценить возможность использования системы быстрых платежей и сервисов финтех для трансграничных переводов в рамках ЕАЭС.

 

5.                  

Ввести мораторий на снижение лимитов по овердрафтам либо разрешить перевод лимитов по овердрафтам в кредитные лимиты.

 

6.                  

Ввести запрет для банков на повышение тарифов на банковское обслуживание для бизнеса. Снизить стоимость эквайринга на 25-50% в зависимости от сегмента потребительского рынка и обеспечения быстрого распространения системы бесконтактных платежей.

 

7.                  

В связи с резким ростом ключевой ставки ЦБ РФ вырастут расходы предприятий на обслуживание текущих кредитов. Целесообразно предусмотреть соответствующие меры поддержки для предприятий, основной объем продукции которых реализуется на внутреннем рынке, чтобы не допустить аналогичного роста внутренних цен и раскручивания инфляции.

8.                  

Предусмотреть освобождение от налогообложения доходов физических лиц по банковским вкладам общей суммой до 10 млн руб. и купонных доходов по государственным ценным бумагам общей стоимостью до 10 млн руб.

 

9.                  

Разрешить переводить средства, учитываемые на ИИС (независимо от типа счета) от профучастников, попавших в санкционный список, к другим профучастникам в упрощенном порядке – по заявлению клиента с одновременной выдачей справки брокером, закрывшим счет; исключить из состава налогооблагаемой базы выплаты по купонам, полученные физическими лицами по облигациям государственных федеральных займов, в случае владения последними не менее трех лет; сделать официальное заявление о сохранении и выполнении обязательства государства по ОФЗ; запретить необеспеченные сделки.

Поддержка фармацевтической и медицинской промышленности

1.      

Создать государственный резерв фармацевтических субстанций, сырья, материалов, оборудования и комплектующих, применяемых в производстве жизненно-важных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

 

2.      

Пересмотреть процедуру внесения изменений в регистрационные документы на лекарственные препараты и медицинские изделия при замене отдельных видов субстанций, расходных материалов и комплектующих, применяемых в их производстве, установив особый, заявительный порядок внесения таких изменений (в сложившейся ситуации наблюдается приостановка поставок фармацевтических субстанций, интермедиатов, вспомогательного сырья и материалов из стран Европейского союза, вследствие чего производители будут переориентироваться на Индию и Китай). Это обеспечит непрерывный выпуск в обращение лекарственных препаратов и медизделий.

 

3.      

Ввести механизм возврата налога на добавленную стоимость, уплаченного российскими производителями лекарственных средств и медицинских изделий при приобретении ими материалов, оборудования, сырья и комплектующих, произведенных на территории Российской Федерации. По аналогии с действующей ставкой НДС 0% в отношении импортируемой продукции.

4.      

Разработать и внедрить механизм сдерживания цен на полимеры, применяемые в производстве лекарственных средств и медицинских изделий.

 

5.      

Из-за высокой волатильности рубля и неустойчивого курса валюты цены на ЖНВЛП потребуется пересматривать, поскольку низкомаржинальные и убыточные препараты находятся в зоне риска снятия их с производства. В целом ресурсов фармпроизводителей достаточно не более чем на 2-3 месяца и необходимо приять оперативные меры по стабилизации ситуации и сохранению локальных производств. Необходимо совестно с Минздравом России и ФАС России рассмотреть возможность индексации (увеличения) предельных зарегистрированных цен на ЖНВЛП, особенно нижнего ценового сегмента стоимостью до 100 рублей. Установленные фиксированные цены на ЖНВЛП не позволят компенсировать непредвиденные затраты и многократный рост цен на импортные фармацевтические субстанции, вспомогательное сырье и материалы.

6.      

Установить фиксированный (льготный) курс валюты при закупке иностранных фармацевтических субстанций, интермедиатов, вспомогательного сырья и материалов в Индии и Китае. Проработать вопрос по оплате в местной валюте (юань, рупий).

7.      

По контрактам с зарубежными партнерами требуется 100% предоплата, но требования валютного контроля блокируют возможность полной оплаты. Предлагается снять ограничения при валютном контроле и разрешить производить 100% предоплату по иностранным контрактам.

8.      

Высокая финансовая нагрузка в сфере маркировки лекарственных препаратов и покупки криптокодов (3,5 млрд рублей в год), осложнения в работе системы мониторинга движения лекарственных препаратов. В ближайшей перспективе ожидаются проблемы с приездом зарубежных специалистов, обслуживающих импортное оборудование. Предлагаем временно отменить оплату криптокодов 60 копеек за маркировку лекарственных препаратов.

9.      

Продлить срок выданных разрешений, сертификатов GMP.

 

10.  

Предусмотреть целевые льготные кредиты или субсидирование процентных ставок для предприятий фармацевтической и медицинской промышленности.

 

Поддержка потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленностей

1.      

В целях обеспечения бесперебойной работы по подтверждению соответствия пищевой продукции и ее государственной регистрации:

1. Для получения новых деклараций о соответствии разрешить предоставлять протоколы испытаний в собственный лабораториях изготовителей, в т.ч. не аккредитованных.

2. Для получения новых свидетельств о государственной регистрации разрешить органам Роспотребнадзора, выдающим такие свидетельства, принимать протоколы из любых аккредитованных лабораторий.

3. Предусмотреть возможность передачи заявителем протоколов и материалов для экспертизы в электронном виде.

4. Ввести возможность получения заявителем свидетельств о государственной регистрации в электронном виде.

5. Для упрощения отбора и доставки образцов сырья для исследований и получения на сырье деклараций о соответствии: в отношении продукции, впервые выпускаемой в обращение, разрешить применять схемы декларирования для партии продукции. В таком случае орган по сертификации или сам заявитель может проводить отбор образцов на складе временного хранения, таможенном складе, в емкости транспортного средства, либо посредством проб и образцов, ввезенных в Российскую Федерацию с соблюдением таможенных процедур и предназначенных для проведения исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции. Отбор образцов может проводиться от ранее ввезенных партий.

 

2.      

Обнулить ввозные пошлины на срок 1,5 - 2 года на сырье для промышленной переработки, не произрастающее на территории Российской Федерации, оборудование и упаковку, которые не имеют отечественных аналогов и используются в производстве широкого перечня продукции, в том числе для питания детей раннего возраста. Применение данной меры поможет сдержать рост потребительских цен на социально значимые товары, в том числе поставляемые в рамках государственных контрактов в социальные учреждения.

 

Поддержка сельхозпроизводи-телей

1.                  

Выделить дополнительнве бюджетные средства на субсидирование ставок по льготным краткосрочным кредитам в объеме 15-20 млрд рублей. Ранее Правительство РФ уже выделило дополнительные средства на эти цели, однако после повышения ключевой ставки ЦБ России до 20% имеющихся средств недостаточно для получения должного объема кредитов по льготной ставке сельскохозяйственными товаропроизводителями, что ставит под угрозу закупки необходимых ресурсов для весенней посевной кампании 2022 года и возможности производства необходимых для обеспечения продовольственной безопасности объемов продукции.

2.                  

Предусмотреть механизмы субсидирования процентных ставок на докризисном уровне для кредитования сельхозпроизводителей под будущий урожай.

 

3.                  

Отказаться от экспортных пошлин на зерно и масличные и ограничить экспорт объёмными квотами по принципу «шлагбаума» (по такому принципу квота на экспорт зерна устанавливалась в 2008 году), зависящими от поставки на внутренний рынок всех основных продовольственных товаров. При этом экспортная квота может быть изменена в зависимости от динамики производства и стабильности цен на продукцию.

Ранее поступившие средства от экспортных пошлин вернуть в полном объеме сельскохозяйственным производителям при условии принятия обязательств по расширению производства в текущем году и направлении средств на инвестиции и заработную плату работников.

4.                  

Перенести для сельскохозяйственных товаропроизводителей сроки внедрения Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, которая требует значительных расходов и формирует риски начисления массированных штрафов (связанных с ее недоработанностью в части реальных условий хозяйственной деятельности) на 1 января 2024 года.

 

5.                  

Объявить мораторий на взыскание штрафов за выявляемые нарушения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением действий составляющих угрозу жизни и здоровья населения и потребителей продукции. Взыскание штрафов должно производиться только, если при повторной проверке сохраняются выявленные нарушения.

Поддержка строительной отрасли и ЖКХ

1.                  

Для поддержания спроса Правительству РФ продолжить оказывать меры поддержки строительства жилья. В первую очередь, сохранить программы льготного ипотечного кредитования.

2.                  

ФАС России выработать механизмы государственного регулирования цен на строительные материалы.

 

3.                  

Правительству РФ продлить действие постановления от 9 августа 2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», устанавливающего возможность изменения существенных условий контрактов, в т.ч. увеличение цены, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства до стабилизации финансово-экономической ситуации.

4.                  

Разрешить использовать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций для поддержки объектов строительного комплекса. В целях сокращения затрат на строительство заменить банковскую гарантию компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств, формирующимся за счет взносов членов СРО.

5.                  

Ввести практику поэтапного раскрытия счетов эскроу при проектном финансировании для застройщиков жилья.

Поддержка транспортного комплекса

1.      

Предусмотреть для экспедиторских и логистических компаний, имеющих обязательства по расчетам за перевозки по иностранным территориям, в том числе по территориям стран СНГ, особые условия применения Указа Президента РФ от 28.02.2022 года (в части обязательной продажи иностранной валюты в размере 80% поступлений, зачисленных на расчетный счет компаний резидентов РФ–участников ВЭД) и оставить без изменения положения статьи 21 ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003 (в редакции 18.07.2005 года).

2.      

Операторский рынок подвижного состава грузовых железнодорожных перевозок является весьма зависимым от уровня процентной нагрузки. Резкое повышение ключевой ставки, может привести к серьезным последствиям для российского бизнеса и подорвать финансовую и ценовую стабильность в стране.

В отличие от ситуации декабря 2014 года, когда было принято решение о повышении ключевой ставки с 10,5% до 17%, доля кредитов у российского бизнеса, привязанных к ключевой ставке, была значительно ниже, чем сейчас. В текущих условиях кратное повышение ключевой ставки по действующим кредитам приведет к росту процентной нагрузки и, как следствие, к вынужденному повышению стоимости услуг. Также повышение ключевой ставки обусловит сворачивание кредитования по новым проектам, и как следствие, срыву реализуемых программ и действующих цепочек поставок во многих отраслях экономики.

Учитывая, что повышение кредитной ставки по договорам, привязанным к ключевой ставке, создаст дискриминационные условия для основных операторов железнодорожного транспорта и повысит риски неплатежеспособности и банкротства, в качестве меры поддержки предлагаем рассмотреть возможность установления предельного уровня ключевой ставки на уровне 9,5% для действующих кредитов, предусматривающих привязку к ключевой ставке и выданных до ее повышения до уровня 20%.

 

Текстильная и легкая промышленность

1.      

В целях настройки системы равного и льготного налогообложения для предприятий лёгкой промышленности:

1. Разрешить применение упрощённой системы налогообложения отечественными предприятиями лёгкой промышленности с численностью персонала до 1000 работников.

2. Введение налоговых каникул для отечественных предприятий лёгкой промышленности на срок до 3-х лет.

3. Предоставление беспроцентных кредитов и субсидий на предотвращение банкротства предприятий на срок до 3-х лет.

 

2.      

1. Отсрочить срок введения расширения ассортиментного ряда маркировки товаров легкой промышленности в связи со значительными финансовыми затратами.

2. Разрешить оплату валютных контрактов с нерезидентами в валюте страны, с которой производятся платежи.

3. Снизить нижний порог размера инвестиционного проекта при предоставлении отечественным предприятиям лёгкой промышленности субсидий на закупку оборудования
с 50 до 3 млн рублей.

 

 

3.      

Совершенствование таможенных процедур:

1. Отмена ввозных таможенных пошлин на ткани и комплектующие для отечественных предприятий лёгкой промышленности, не производимые в России.

2. Упрощение процедуры выпуска таможенными органами сырья для собственного производства отечественных предприятий лёгкой промышленности.

3. Обеспечение доставки запасных частей к оборудованию через дружественные страны.

4.      

Разработать программу импортозамещения по результатам анализа и прогноза развития ассортимента взамен зарубежной готовой швейной одежды, обуви и кожевенно-обувной продукции, сырья, оборудования.

5.      

1. Обеспечить выдачу предприятиям отрасли кредитов по льготной процентной ставке на закупку запчастей и оборудования с отсрочкой выплаты основного долга на 3-4 месяца.

2. Обнулить ставку ввозной таможенной пошлины на все виды оборудования для легкой промышленности.

3. Освободить предприятия легкой промышленности от уплаты экологического сбора сроком на 2 года.



Источник:  Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства

Возврат к списку


Дата последнего изменения сведений на странице: 06.03.2024 17:56:34
Дата создания страницы: 13.01.2014 13:00:00
 
 

Ассоциация «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей»

Телефон: +7 (495) 788-8144
Адрес: 117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10
Email: info@npmos.ru

Copyright © 2009 - 2016

При использовании любых материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.npmos.ru обязательна.

Ассоциация "Саморегулируемая организация "Межрегиональное объединение строителей" (Ассоциация СРО "МОС") - первая в России межрегиональная саморегулируемая организация в строительной сфере.

Ассоциация СРО "МОС" представляет собой небюрократизированную инстанцию с оперативным процессом принятия решений по выдаче Свидетельств о допуске к строительным работам.
Ассоциация «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей» (Ассоциация СРО "МОС")
Саморегулируемая организация в строительстве
Саморегулирование
Свидетельство о допуске
СРО
Объединение строителей
Строительство
Перечень видов работ
Компенсационный фонд
Аттестация